Армен Джигарханян  

ДОСЬЕ
Джигарханян Армен Борисович
Народный артист СССР Лауреат Государственных премий Армении
Родился в 1935 году. Окончил Ереванский государственный художественно-театральный институт (1958). Работал помощником оператора на киностудии «Арменфильм» с 1953 по 1954 год. С 1955 по 1967 г. работал в Русском драматическом театре им. К.С.Станиславского а Ереване.
В 1967 году был приглашен А.В.Эфросом в Московский театр им. Ленинского комсомола, где играл в спектаклях «Мольер», «Снимается кино», «Дым отечества». С 1969 по 1996 г. – один из ведущих актеров театра им. Маяковского. На сцене этого театра им были сыграны роли в спектаклях, которые многие годы оставались среди лучших в театральной афише столицы: Трамвай «Желание», «Беседы с Соркатом», «Бег», «Кошка на раскаленной крыше» и многие другие.
С 1985 года – народный артист СССР. С 1996 года – сотрудничество с театром Ленинского комсомола. С 12 марта 1996 года – руководитель «Театра Армена Джигарханяна».
Популярнейший актер кино, им сыграно более сотни ролей в кино- и телефильмах.

ИНТЕРВЬЮ (журнал "Человек.Культура.Город" (2003 год))

«В Москву, в Москву»..

Единственная цитата, для которой Армен Борисович не стал оговаривать автора, касалась города, в котором находится «Театр Армена Джигарханяна», может быть потому, что слова эти вырвались не произвольно. Театр сейчас живет Чеховым и премьеру спектакля по пьесе «Три сестры» ждали точно так же, как в любящей семье ожидают появления на свет ребенка.
Армену Джигарханяну не нравится, когда его называют руководителем театра, он любит детей, животных и считает себя стопроцентным несчастным горожанином. Но, как бы Армен Борисович не относился к большому и шумному городу по имени Москва, слова чеховских «Трех сестер» давно уже стали лейтмотивом всей его жизни.
Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна был учрежден Правительством Москвы 12 марта 1996 года. Несмотря на юный возраст, этот молодой, ищущий, развивающийся коллектив органично вписался в театральную жизнь столицы, о чем свидетельствуют аншлаги на спектаклях и многочисленные отзывы в прессе. Труппа активно гастролирует по стране. Карта гастролей пестра и разнообразна: Санкт-Петербург, Мурманск, Рига, крупнейшие города Литвы – Вильнюс, Паневежис, Каунас, Шяуляй, Клайпеда; десятки городов Сибири, Урала, Центральной России. И везде коллективу сопутствует успех, рожденный талантом его участников, помноженным на работоспособность и на серьезный, добротный репертуар.
Как часто случается, театру пришлось столкнуться со многими трудностями, не столько творческими, сколько житейскими. Театральный быт изначально был связан с кочевой жизнью театра, но в наше время создавать современное театральное действо без собственной крыши над головой уже невозможно. Существовать только за счет спонсорских пожертвований театр не мог и потому обратился к Правительству Москвы.
23 ноября 2002 года в одном из самых живописных районов столицы – на Воробьевых горах гостеприимно распахнулись двери театра. По новому адресу: Ломоносовский проспект, дом 17 зрителей ждет уютный, реконструированный зал на 500 мест, оснащенный всем необходимым для создания современного спектакля.
К радостному событию новоселья труппа приурочила премьеру спектакля по пьесе Эдварда Радзинского «Она в отсутствии любви и смерти» в постановке заслуженного деятеля искусств Юрия Иоффе. В этой многослойной и динамичной пьесе органично сочетаются трагическое и комическое, обыденное и непостижимое. Утонченная драматургия, глубокий психологизм, некая кинематографичность – вот мелодика этого спектакля о любви.
Начало сезона 20032004 г.г. было отмечено очередной премьерой. Спектакль «Пороховая бочка» поставил известный европейский режиссер Крикор Азарян по пьесе македонского драматурга Деяна Дуковски.
Разговор с Арменом Борисовичем происходил он в кабинете с красивой табличкой «Руководитель.. » . Правда, дверь была предупредительно открыта, совершенно в духе этого театра, открытого к диалогу с любым человеком, ступающим на порог.

Кор: Армен Борисович, с чего начинался Ваш театр?
А.Д.: Я не хочу выдумывать красивые слова, над которыми мы с вами обольемся слезами. Где-то тайно, про себя я думаю, что сначала возникает необходимость. Почему детей рожают, почему влюбляются, женятся, объединяются? Потому и театр, ближе к этому.. Я думаю, что в нас образуются какие-то душевные пустоты, которые хочется заполнить, как желудок заполняешь, когда хочется кушать. Точно так же возникает потребность заполнить душевную пустоту. И чем эта потребность естественнее, ближе к природе, тем, я думаю, лучше.
Я придумал себе такой ответ на этот вопрос; что, вот, наверное, во мне проснулся дед, отец.. Скажу откровенность более страшную – это становится моим недостатком. Творчество, театр, - очень сложная вещь, очень. А то, что я дедушка и папа, это начинает мешать. Кто-то из великих сказал хорошую фразу о творчестве: «Убей своего любимца». А я умиляюсь; мои маленькие, посмотрите, как они слова соединяют в предложения!
Кор: Вы мягкий руководитель?
А.Д.: Я не руководитель, я – клоун. Руководить меня учили. В институте, когда я курсы вел, в театре. Советуют быть тверже; чуть больше металла в голосе, чуть строже глаз. Даже есть уроки для этого. Что вы смеетесь?
Быть руководителем, это – не для меня. Наверное, я скажу сейчас совершенно невозможную вещь, но я обнаружил, понял, что не люблю власть. Не люблю ею пользоваться. Я подменяю ее словом любовь; добиться, уговорить, перевести в свое душевное состояние. Я самый несчастный, когда надо принимать решения, потому что понимаю, что есть как минимум миллион возможных решений. Как же я могу одно-единственное решение принять и не ошибиться? Поэтому, когда я прочитал однажды у Маркеса, что человек наиболее одинок, когда принимает решение, я успокоился, - значит, я нормальный!
Кор: Как же вам удается совмещать подобный подход с руководством?
А.Б.: Руководство мне нравится, хотя я должен это делать. Не потому, что должен вид сделать, что я руковожу, а потому что это надо. Вот, пришли люди, спрашивают, что нам забирать: этот диван или это кресло? Я должен решить, нельзя же людям сказать: возьмите половину от дивана и половину от кресла. Верно?
Кор: Армен Борисович, много времени занимает вся эта «кухня» - финансовые, хозяйственные проблемы?
А.Б.: Вот сейчас заходил мой директор, Попов Геннадий Алексеевич. Для меня это счастье, что он пришел в театр. Он все знает, все умеет, прошел школу советской бюрократии (в хорошем смысле), много лет был помощником министра. Он чувствует как надо, без него я бы утонул уже здесь давно. Потому что, я ничего в этом не соображаю. А он даже подсказывает мне, куда идти, чтобы деньги просить, к кому подойти. Директор – это мое большое счастье. Потому что, до этого у меня было большое несчастье, тоже, в лице другого директора, Бог ему судья.
Кор: Каким образом у вас в театре формируется репертуар? Есть ли какие-то далеко идущие планы?
А.Д.: Нет, такого у нас нет. Театр в моем представлении наиболее близкий к природе организм. А в природе как, дождь пошел – надо закутываться, морозы начались – надо что-то с окнами делать, так же и здесь, в театре - нельзя выдумывать. Вот у нас есть актер, я его любил всегда, он хороший актер. А в одном спектакле он сыграл.. Потрясающе! Так сыграл, что я думаю уже, какой надо ставить спектакль, чтобы ему сыграть такую-то роль, и так далее.. Это все как в природе. Женщины – актрисы созревают, вянут, каждому времени – своя роль. Перед моими глазами прошли миллионы артистов и артисток – все связано. Актриса родила ребенка и осела как-то, о своем думает.., а у актера ребенок родился или же он квартиру получил или еще что-то, и - преобразился человек, глаза стали другие, игра другая.
Кор: Как Вы подбираете актеров?
А.Д.: То же самое – методом тыка.
Кор: И все-таки, вы чувствуете себя хозяином театра?
А.Б.: Нет, я не люблю выдумывать. Конечно, есть театры одного человека, хозяина, который сам играет, сам ставит спектакли, сам поет, сам танцует.. Замечательные есть образцы этого. Я – нет, я больше дедушка, дедушка Мороз!
Улыбка у Дедушки Мороза при этом лукавая до невозможности. Конечно, он и клоун, и добрый волшебник, но, в первую очередь, Актер с большой буквы. В мудрой и доброй ауре его таланта появился в Москве еще один интересный театр. Здесь играют «Ревизора» и «Женитьбу Фигаро», Островского и Тома Стоппарда, Эдварда Радзинского и Олби. Русская и зарубежная классика, современная драма, мюзикл, молодежные спектакли, спектакль- детектив, мистика, искрометное представление для детей и их родителей по мотивам сказок А.С. Пушкина; в афише театра есть спектакли, интересные для всех. Наравне с заслуженным деятелем искусств России Юрием Иоффе, известным европейским режиссером Крикором Азаряном и народным артистом СССР Арменом Джигарханяном в постановках участвуют молодые режиссеры театра Юрий Клепиков и Владимир Ячменев. Но титулы – не главное, главное, что в этом театре нет равнодушных.


ПРОДОЛЖЕНИЕ..
почта

Hosted by uCoz