|
Рокенролл Сергея Маврина
Интервью с музыкантом Сергеем Мавриным,
лидером одноименной рок-группы и автором передачи «Железный занавес» радиостанции «Юность».
Несколько слов для читателей, которые передачи о тяжелой музыке не слушают и на концерты тяжелой музыки не ходят, что в данном случае не принципиально. Речь пойдет о том, насколько неизгладимый след способно оставить кино в душе «металлического» музыканта, если, конечно, способно..
Если след окажется достойным рассмотрения, то вполне может последовать серия подобных интервью, благо музыкантов у нас много, музыку они играют интересную, и хотелось бы уже разобраться с источниками и составными частями такого загадочного явления, как современная, но, пока еще, не классическая музыка.
Надо отметить, что рок-музыканты, (в отличие от поп-звезд), - народ не сильно испорченный вниманием журналистов, поэтому с ними можно еще беседовать обстоятельно, например, в спокойной обстановке уютного клуба Ю-Ту, где проходил концерт группы Сергея Маврина.
На протяжении разговора периодически повторяется одна и та же сцена; кто-нибудь из пробегающих мимо банданно - балахонистых фанатов столбенеет, не верит своим глазам, и, пометавшись между бильярдными столами, затаивается среди более расторопных собратьев. Причем, - с выражением крайнего безразличия на лице (только, я отсюда вижу, как растут у него уши).
Но оставим зашитых в кожу и бряцающих металлом поклонников «тяжелой» музыки в покое, предметом нашего разговора является тонкий вопрос подсознательного влияния мирового кинематографа на формирование внутреннего мира музыканта.. И здесь уж точно не обойтись без биографических изысканий, ну, что ж, - немного ностальгии еще ни одному интервью не помешало.
Кор: Сергей, давайте вернемся в то время, когда большая часть народонаселения страны имела возможность слушать только Аллу Пугачеву и Иосифа Кабзона.
СМ: Я, кстати, тогда с большим удовольствием слушал именно Пугачеву. Моя служба в армии прошла под песню «Миллион алых роз», все ее песни мы знали тогда наизусть.
Кор.: А в армии петь не пробовали, - куда еще музыканту в армии податься, если не на сцену?
Пробовал.. и пел.. Голос у меня слабый, но в армии же все на экстриме делается, там открываются такие возможности, о существовании ты которых даже не подозреваешь.
Кор.: Рок – это, что же, не экстрим?
СМ: Экстрим, безусловный, но армейский экстрим, он, пожалуй, сильнее будет! У нас была обычная армейская группа, из которой в какой-то момент уволились все вокалисты. А, надо сказать, ансамбль в армии – это достаточно большие привилегии и единственная возможность для музыканта не забыть за два года все, что умел. Поэтому пришлось срочно запеть. В первый же раз мы выступали четыре часа без перерыва, потом мне уже ничего не страшно было.
Кор.: Спасибо армии родной, вот где, оказывается, закаляются настоящие металлические мужи! Записей, конечно, не осталось.
Тяжелый был вокал?
СМ: Там было достаточно просто все, уровень и репертуар армейской группы, - песни «Машины времени», группы «Земляне», «Воскресение», даже одну или две моих песен исполняли, в армии как раз начал сочинять.
Кор.: А не хочется иной раз вспомнить армейские времена и спеть самому?
СМ: Слабоватый у меня голосок для этой музыки, надо отдавать себе отчет. Да, и не вспомню я, пожалуй, хорошо поющих гитаристов, разве что Гарри Мур, но это, скорее, исключение, которое подтверждает правило.
Кор: До армии была школа. Что Вас занимало в пору формирования музыкальных интересов?
СМ: Да все подряд. Я музыку начал слушать году в 72, и слушал, все, что звучит. Голос Америки, по которому передавали Deep Perple, мамины пластинки долгоиграющие, где был французский шансон, многих наших композиторов. Не все, конечно, нравилось из нашей эстрады, но даже там можно было услышать достойные вещи. Моя любимая музыка осталась в 60-70 годах, из современной эстрадной музыки, чего-то такого, чтоб, покорило раз и навсегда – нет.
Кор: А какие фильмы смотрели..?
СМ: (без запинки) «Неуловимых мстителей», фильмы про индейцев покорили в свое время. До того, как пришло увлечение музыкой, я хотел стать индейцем. Вытачивал деревянные ножи, метал их в стену, мечтал сбежать в Африку и там спасать индейцев от угнетателей. Потом мне объяснили, что индейцы, вообще-то в Америке живут, и угнетают их именно там.. (Сергей явно доволен произведенным эффектом) Это было лет в девять, и каким-то образом я все-таки не сбежал. Наверное, - родители не пустили. (Добавляет Маврин со всем своим взрослым цинизмом, но, не тут-то было, - сушили и мы сухари для побега в Америку, и, в куда более зрелом возрасте! )
Кор: А любимые герои? «Делали жизнь» с кого?
СМ: Оцеола, Гойко Митич (актер такой был), потом уже пришли «Неуловимые мстители», много было музыкальных фильмов, детских мюзиклов, -
наверное, как у всех.. в то время, ..в том возрасте.
Сейчас в основном нравятся старые фильмы, наши, как ни странно; «Кин-дза-дза», например. «Матрица» меня пробирает всякий раз, правда, до какого-то определенного момента. (Маврин видит мой преданный взгляд и великодушно добавляет) ..Не нужно там было разъяснения давать в финале, все как-то сразу стало банальным, но идея фильма – потрясающая. Съемки, компьютерные технологии, это конечно революция в своем роде!
Есть еще фильм "Рокеры», (режиссеры Mary Lambert и Bryan Spicer) правда, английское название несколько другое, об этом фильме я не могу не сказать. Четыре новеллы, про то, что такое есть рок-музыка, с потрясающим юмором все сделано. Это, даже не столько о рокерах картина, сколько о музыке, музыкантах, шоу-бизнесе, какой он есть. Вплоть до выбрасывания из окна телевизоров, через что я тоже прошел. (Наслышаны, уж про что, про что..) Фильм вызывает чувства от ужаса до восторга, настолько он близок к истине, всем рекомендую.
Кор.: У Вас есть жанровые пристрастия??
СМ: Был момент увлечения ужастиками, наверное. Как у всех лет 12 назад, когда в стране только начинало появляться видео. Сейчас это прошло благополучно. Боевики не люблю по той же причине – надоело. Сейчас мне ближе всего фентези, наверное.
Кор: В таком случае - дежурный вопрос: «Как Вам экранизация «Властелина колец?»
СМ: Да меня как-то Толкиен не прельщает совершенно, в любом виде. Фентези, ведь книжками Толкиена не исчерпывается, мне много ближе наши писатели: Сергей Алексеев, Сергей Лукьяненко и Василий Головачев. Прочел, все, что было им написано, и кое-что даже перечитываю, мне он кажется гораздо сильнее и глубже Толкиена. Через него начал Успенского читать, «Роза мира» Даниила Андреева потрясла просто. От Толкиена, конечно, очень далеко; не детям это читать, - мозги завернутся.
Кор: Наверняка Вы смотрите кино не как обычный зритель, как музыкант, - у Вас существуют свои музыкальные пристрастия?
Самый любимый саунд-трэк, это к фильму «Призрак оперы», композитор Миша Сигал. Но фильмы "Звезда", "Война", "Кукушка" меня действительно потрясли, замечательно, что стали появляться такие фильмы. К фильму «Звезда» Рыбников написал замечательную музыку! Это действительно гениально. Жаль, что сейчас, особенно у нас, отчасти утрачена традиция написания музыки к фильмам. Редко встречаются действительно талантливые саунд-треки.
Кор: В последнее время написание музыки к фильмам зачастую подменяется использованием популярной музыки, песен, которые можно услышать по радио. Насколько оправданно использование подобной «музыки улиц» на Ваш взгляд?
СМ: Иногда это действительно оправданно и вносит некий колорит; - музыка несет дополнительную информацию, является как бы продолжением фильма, примеров тому много; та же «Матрица», картины «Форсаж», «Война».. Главное, чтобы подобное музыкальное сопровождение не перебивало, а дополняло настроение и смысл картины. Должна быть гармония сюжета и музыки, и замечательно, когда это удается.
Кор.: Раньше подобная проблема в нашем кинематографе не стояла так остро, - молодежная музыкальная культура была изрядно придушена советским строем.
СМ: Ну, нет, были, конечно, лазейки; «Голос Америки» не всегда глушили, пиратские записи, пластинки можно было купить «из-под полы», - все это помогало. Сейчас все, как раз, по-другому – мне приходится выслушивать горы самого разнообразного музыкального материала, притом, что «Железный занавес» - передача о тяжелой музыке. Я вынужден это все прослушивать, потому, что редакция передачи состоит из одного человека, я и автор, и ведущий. И все остальное – тоже.
Кор: Справедливости ради добавлю, что по рейтингу голосов передача Сергея Маврина уже много месяцев держит первое место среди музыкальных передач, ведущих радиоканалов. А название передачи «Железный занавес» - не только намек на «металлическую» направленность передачи, но и дань тому времени, когда родители нынешних подростков жили за этим самым «железным занавесом.
В чем основной посыл этой передачи, Ваши личные пристрастия или попытка представить расстановку сил на тяж. металлическом фронте?
СМ: Ни в коем случае не личные пристрастия, это было бы ошибкой – ставить музыку, которая нравится только мне. Передачка наша с юмором, - я не делаю культа из музыки, стараюсь разнообразие вносить - было бы смешнее всего, ставить в эфир записи какой-то группы, а потом о ней рассказывать. Кроме музыки у нас много обсуждений, есть возможность общения. Я ничего не утверждаю обычно, даю возможность слушателю выбрать, кому что нравится, не более того. Музыки сейчас очень много, происходит перенасыщение музыкальным материалом, а эта передача помогает слушателям сориентироваться, Много юмора, (хм), черного иногда, собеседник у меня есть – Кузьмич, мрачный очень..
Кор: Это виртуальный персонаж?
СМ: Абсолютно виртуальный. Демоническая личность, поскольку «рокенролла» без чертовщинки, надо признать, не бывает. Ну, у меня демон, такой, (ммм-да), достаточно безобидный.
Кор: Он вам бесплатные советы, часом, не дает, на счет музыки?
СМ: Да я и сам довольно много знаю. (Скромно, но мы тоже - не лыком шиты)
Кор: Тогда поделитесь, пожалуйста, своими соображениями на предмет музыкальных клипов, которые крутятся на ТВ.
СМ: Наше клипмейкерство у меня восторгов не вызывает. Есть дорогие клипы, которые снимают в основном поп-исполнители, есть среди них даже красивые клипы. Но, каких-то открытий уникальных я там не вижу, - не хочу показаться ворчливым, но это так. Я считаю, что у нас все еще впереди, так скажем. (Маврин лучезарно улыбается.)
Кор: Свою песню в качестве клипа Вы хотели бы увидеть?
СМ: И не одну. Но все упирается в финансы, - хороший клип без этого не сделаешь.
Кор: А что, хороший клип должен быть обязательно дорогим?
СМ: Должен быть грамотный подход и нормальное финансирование. Важно все; и красивая картинка, и грамотная работа режиссера, монтажера, компьютерщика. Обязательно – история, которая вовсе не обязана дублировать смысл песни, она может быть даже не связана с ним, - все это требует немалых денег. Вы поверите, если вам скажут, что автомобиль стоит 50$ и он не хуже, а может и лучше "Мерседеса"? ..Дешевые клипы снимать не хочется, поэтому, у нас, их и нет, а до затратных клипов, где можно было бы развернуться, мы еще не доросли. Но они будут. Обязательно.
Сергей Маврин смотрит дружелюбно и понимающе, журналист, как-никак, чувствует, что пришло время дежурных вопросов. Как разговор с врачом неизбежно скатывается на обсуждение любимых болячек, так и беседа с музыкантом не может обойтись без студийно - концертной тематики.
Кор: Ваша группа работает над новой концертной программой, как это обычно происходит?
СМ: Сначала записываем и выпускаем диск, потом уже готовим программу. Тексты у нас обычно пишет Маргарита Пушкина; на последнем альбоме есть три песни на мои стихи, но это не всегда получается. У нас параллельно уже начал писаться новый, очередной альбом, и, возможно, в феврале он будет уже готов. Сменился состав группы, поэтому приходится какие-то песни разучивать заново.
Кор.: А песни из будущего альбома будут в концертной программе?
СМ: Будут. Сейчас мы хотим довести выступление до двух часов - кроме нового материала у нас много песен со старых альбомов.
Кор: Вам никогда не хотелось «развернуться» по настоящему и написать музыку к большому фильму?
СМ: Для этого надо «видеть» фильм, музыкант, наверное, должен обладать в какой-то мере режиссерским мышлением. В работе над музыкой я, обычно, вижу абстрактную картинку, - нечеткую и подчиненную музыке. А в фильме все наоборот, идет от изображения, мне пока не приходилось этим заниматься.
..Зато честно. На этой многообещающей ноте мне и хотелось бы закончить сегодняшнее интервью с металлическим музыкантом и обаятельным человеком Сергеем Мавриным.
|
|