Главная страница
E-mail: ptisa-fen@yandex.ru
"КИПЕЛОВ" (2002) Публикация газеты "Экран и сцена"
Удачу, как известно необходимо держать за хвост двумя руками, поэтому побочным результатом посещения фестиваля стало интервью с группой, которая является на мой предвзятый взгляд самым загадочным и успешным проектом года.
Группа «Кипелов» вошла в число 13 победителей «Чартовой дюжины» 2002 года, а чуть позже заняла четвертое место в списке претендентов на премию «Поборол» «Нашего радио». Коллектив родился в муках посреди 2002 года, пару месяцев репетировал, а после этого зарядил тур на 60 концертов по городам России и ближнего зарубежья. Гастроли оказались настолько успешными, что группа с трудом остановилась, надо же когда-то и музыку записывать!
Секрет успеха прост – поклонники почившей в старом составе 31 августа легендарной хэви - металлической группы «Ария» вытерли скупые слезы и смирились – вместо одной хорошей группы у них теперь есть целых две: «Кипелов» и обновленная «Ария» в которой продолжают творить старые «арийцы» Владимир Холстинин и Виталий Дубинин.
После 31 августа выдвигалось множество самых изощренных версий произошедшего, вплоть до обвинений Валерия Кипелова в «звездной болезни», поэтому он категорически «вносит ясность» и говорит, что «Группа «Кипелов» - не сольная карьера, а проект всех музыкантов, которые принимают в нем участие: Сергея Терентьева, Александра Манякина, Сергея Маврина, Алексея Харькова и Валерия Кипелова».
А на провокационный вопрос о том что, дескать, не боится ли группа «Кипелов» потерять своих «металлических» поклонников, выступая на пестром сейшене, подобном Чартовой дюжине, ответил Сергей Маврин: «Фестивали – это, прежде всего праздник, так мне кажется. А то, что представлена самая разная музыка, так это же здорово, - вносит разнообразие! По поводу поклонников.. ( улыбаясь) Ну, тогда закономерно будет задать этот же вопрос и тем группам, которые далеки от хард-рока, а выступают на одной сцене с нами».
Во время проведения «Чартовой дюжины», когда на трибунах, в партере, на сцене царило редкостное единение, меня глодали сомнения. Не окажется ли потом, что за кулисами в это самое время творится Вавилонское столпотворение, а музыканты разговаривают, фигурально выражаясь, на разных языках? Первый голос отечественного хард-рока Валерий Кипелов решительно опроверг эти домыслы:
«Нет, я с этим не согласен. Я обратил внимание, что музыканты общаются друг с другом искренне, дружелюбно, с абсолютным пониманием. Например, с музыкантами группы "Тараканы", с которыми мы находились в одной гримерке, у нас оказалось много общего: любимые западные группы, достаточное взаимопонимание по каким-то спорным вопросам.»
Отрадно, что соратники по музыкальному цеху умеют находить общий язык, но проблемы с пониманием этим не исчерпываются. Например, поклонники группы «Кипелов» - в основном, молодые люди. В довольно значительной своей массе они подвержены фанатизму, часто слепому и безоглядному. Вас не угнетает, что приходится все время оглядываться, - не то услышат, не так поймут (дети ведь еще).
Валерий Кипелов : «Такая опасность существует, бывает, что те или иные песни истолковываются неправильно. Яркий пример тому – песня «Антихрист». Да, приходится оглядываться, возможно, отказываться от чего-то. Мы стараемся избегать тем, которые провоцируют на агрессию и жестокость. Надо, чтобы в песнях присутствовала не одна какая-то сторона, а противопоставление добра и зла, - это вытекает из всей нашей жизни.»
Сергей Терентьев: Мы, конечно, думаем о том, как и какие песни может воспринять молодая публика, например перед песней «Грязь», Валерий рассказывает некую предысторию, дабы молодые души не поняли припев этой песни, как руководство к действию. Нас это не угнетает; мы имеем возможность с помощью лиры пробуждать добрые чувства (как писал Великий поэт), и, начиная с 1 октября 2002 года делаем это с удовольствием.
Сергей Маврин: «Конечно, не все воспринимается так, как задумывается. Непонимание бывает и это неприятно. Но оглядываться и делать поправки на возраст, мне кажется не надо. Молодой человек станет взрослым и поймет то, что когда-то не понял. Надо делать то, во что веришь сам, вкладывать в музыку то, что чувствуешь, тогда это будет честно».
Еще лет пять назад группа «Кипелов» вряд ли могла родиться и существовать в своем нынешнем качестве .. Что может набирающий обороты российский шоу-бизнес по сравнению с филармоническими, концертными организациями советских времен ?
Сергей Терентьев: В любом случае, шоу-бизнес - организм, который пытается выжить. Как любой другой организм в условиях рыночной экономики, он старается найти самый качественный «товар» и максимально выгодно его продать. Кстати, ему успешно удается продавать нас в новом качестве уже почти полгода. Филармонии, которые привыкли жить по старинке – “отдыхают”.
Одной из составляющих успеха концертной группы является шоу, - каким оно должно быть на Ваш взгляд?
Сергей Маврин: Это должно быть ШОУ! Великолепный звук, хороший свет, красивая сцена. Все должно быть мощным и все должно быть сделано с полной отдачей сил.»
Алексей Харьков: «Таким, чтобы пришедшие люди забыли обо всем и получили массу эмоций!»
Александр Манякин: «Красивым. Искренним. Профессиональным, по - возможности. Хороший звук, хорошее освещение, пиротехника, специальные какие-то вещи, вроде лазера. »
А вот вы не жаждете что-то пиротехнику использовать.
Сергей Терентьев: «Хорошее шоу дорогого стоит (в буквальном смысле). Дело в том, что пиротехника – дорогое удовольствие. А мы сейчас - «гуляем на свои», поэтому не на каждом концерте можем себе это позволить.»
Александр Манякин: Оно не только дорогое, - не во всех залах разрешают это использовать. Но на большом концерте, который у нас планируется осенью, я думаю, все будет. Мы очень серьезно на шоу смотрим.
Нужен ли клип уважающей себя рок-группе?
Сергей Терентьев: Клип нужен, к примеру, полюбив некую песню, люди обязательно захотят увидеть ее авторов или исполнителей. Хочется, вроде бы сделать клип подороже, но самое главное в клипе другое. Хороший клип подчеркивает смысл произведения или открывает в видеоряде его новую неожиданную сторону, чего порой может и не ожидать и сам автор.
Сергей Маврин: «Клипы необходимы. Это и раскрутка и самостоятельное
произведение. Только он должен быть сделан очень талантливым человеком, иначе клипом можно песню просто убить. Дорогим клип быть обязан. Не из-за пафоса, а из-за качества. Я не видел ни одного интересного малобюджетного клипа, лучше уж их вообще не иметь, чем снимать дешевые. История может быть, а может и не быть, но я не люблю, когда клипы делают наподобие "китайского кино". Знаете, там все так утрированно, до смешного! Поэтому и режиссер должен быть профессионалом, творческим человеком, должен работать на хорошем современном оборудовании,
тогда все будет красиво и достойно. В противном случае, никакие спецэффекты не помогут.»
Насколько, на Ваш взгляд перспективно привлечение к работе в кино
«отпетых» рок-музыкантов?
Сергей Маврин: «В качестве актеров? Удачных примеров крайне мало и все они западные. А в качестве композиторов, - уверен, что это возможно и весьма успешные могут быть результаты.»
Сергей Терентьев: «Да, было предложение написать музыку к фильму, но это ничем не закончилось (видимо мы недостаточно “отпетые” рок-музыканты). Люди, которые вели с нами переговоры на эту тему довольно долго, постепенно пропали, видимо, бюджет фильма все-таки не состоялся. Как говорится: ” Есть деньги – есть кино”…А попробовать очень хотелось. Думаю, что написание музыки к фильму – очень тонкое занятие. Если говорить по большому счету, то этим занимается огромное количество очень толковых людей, одна “Матрица” чего стоит и, в прямом и в переносном смысле слова! В нашей стране эта тема пока находится в зачаточном состоянии, но, учитывая темпы развития музыкальных технологий и наличие творческого потенциала в России, я думаю, результаты скоро будут.»
Есть ли на ваш, взгляд, принципиальная разница между музыкой, написанной для кинофильма и концертным материалом?
Сергей Маврин: Концерт, это самодостаточный материал, а к фильму надо сочинять иначе. Надо хорошо чувствовать замысел режиссера, пропустить сценарий через себя, в нужных сценах правильно расставить акценты и создать именно то настроение, которое необходимо. Если что-то будет сделано не правильно, то самая замечательная сцена может превратиться в фарс.
Алексей Харьков: «Разница, конечно, принципиальная – музыка к кинофильму должна передавать настроение и идеи, заложенные в фильме, дополнять картину. А концертный материал, это творчество конкретных людей, которое вряд ли совпадет с идеями режиссера.»
Сергей Терентьев: «Кроме того, в кинофильме музыка практически по секундам привязана к сюжету, она зависит от происходящих в сценарии событий. В концертной программе все строится по другим законам.»
Вам случалось написать нечто, далекое от того, что можно исполнить на
концерте, своеобразный «неформат»?
Сергей Терентьев: «Да, это 90% того, что приходит в голову, но я представляю на суд своих коллег только то, что проходит внутреннюю цензуру. Мне кажется, что я достаточно хорошо представляю – что будет одобрено коллективом, а что – нет, но всегда стараюсь “протащить” какие-нибудь неформатные приемы, хотя это уже “бантики”. Главное в песне – хорошая мелодия, хороший текст и хороший ритм. А формат все равно меняется благодаря активным любителям «неформата»,
которые “обрывают” телефоны радиостанций и голосуют за “свою” музыку в
интернете.»
Сергей Маврин: «У меня есть такие песни, которые могут звучать только на альбоме. На сцене их исполнять трудновато, т.к. необходимо привлекать или хор или оркестр. А понятие "неформат", придумали не музыканты. Вот у директоров радио, телевидения и надо спрашивать. Пошлость в любом ее проявлении, для меня считается "неформатом", остальное все можно исполнять .»
Алексей Харьков: «По моему, для рок-сцены «неформат» - это ложь, неискренность, а для радио, ТВ и кино «неформата» нет, есть материал, не отвечающий направленности станций или передач.»
Ваши взаимоотношения с радио и телевиденьем?
Сергей Терентьев: Я знаю, что “Наше Радио” является практически единственной радиостанцией, которая активно транслирует наши песни, иногда бывают трансляции на МТВ. Пять лет назад это было просто невозможно, нас не подпускали близко ни к радио, ни к телевидению, значит, формат можно изменить и большое спасибо за это нашей публике!
А Вы сами радио слушаете? Какая музыка Вам нравится сейчас, и почему?
Сергей Терентьев: «Радио «Ультра» в основном, в машине.»
Александр Манякин: «Да, я тоже его слушаю. Последнее время там часто крутят
«Nickel Back».»
Сергей Терентьев: «Это не совсем молодая группа, но слышно ее стало только
где-то последние два года. По сути, все тот же «хард», но звучание - современное.»
Александр Манякин: «У них красивые мелодии, хорошая обработка. «Новый рок» -
«нью – металл», вот такая сейчас музыка нравится.»
Какому музыкальному направлению, на ваш взгляд, приходится на современной
рок-сцене тяжелее всего и почему? А кто - обречен на успех?
Сергей Маврин: «Прогрессив, это стиль, которому тяжелее всего, т.к. это музыка для
более взрослых людей. Остальные стили прекрасно себя чувствуют.»
Насколько это вообще возможно совместить, - массовость восприятия и
творческий поиск, возможен ли здесь компромисс?
Сергей Терентьев: «Тяжело приходится всем музыкантам, особенно тем, кто играет сложную инструментальную музыку, спрос в нашей стране на эту музыку слабый – гонорар оставляет желать лучшего. Так что серьезная музыка – увлечение для богатых музыкантов, а жаль. »
Сергей Маврин: «Компромисс возможен, но не часто такое бывает. Творческий поиск, это в первую очередь новые формы, попытки познать еще непознанное, следовательно - постоянная изменчивость. Массовому слушателю тяжело постоянно привыкать к новому, часто он просто не успевает этого сделать. Но правил без исключений не бывает, например, Дэвид Боуи приучил своих слушателей к постоянной смене музыкальных стилей. Он великий экспериментатор, которому удается совместить творческий поиск и массовый успех, правда, и публика у него несколько старше».
Алексей Харьков: «А почему творческие эксперименты не могут восприниматься массово? Это, ведь, не обязательно что-то заумное и доступное только "избранным". Либо это честно, а, следовательно, задевает, либо нет."
Сергей Терентьев: «Не надо искать компромисс, надо быть искренним и все будет ОК!»
Валерий Кипелов: «Я думаю, что даже в нашей ситуации это вполне совместимые вещи – одно вытекает из другого. Если творчество искреннее, и ты вкладываешь в него душу, то оно всегда найдет отклик.»
А как на счет компромисса внутри коллектива? Что важнее для существования группы; самобытность музыканта, его профессионализм или способность в какой-то момент «наступить на горло собственной песне?»
Сергей Терентьев: « Одно - другому не мешает..»
Александр Манякин: « И то, и то! А без этого – никак, - ничего не получится.»
А вот ходили слухи, что Вы, Саша, музыку сочиняете?
Александр Манякин: «Нет. Во сне.. но я ее не записываю, разве что, Сергей поможет.»
Сергей Терентьев: «Мы уже однажды пробовали это сделать. Этим летом
у группы был краткий отпуск, мы поехали в Уфу, куда нас давно звали, и там
как раз решили заняться сочинительством. Но Александр сказал, что подбирать
мелодию на гитаре для него слишком сложный процесс. В итоге мы
переключились на местный музыкальный инструмент курай и почти его освоили. (оживление в рядах)
Но это слишком громко сказано - времени было мало.»
(общий смех)
Вот и отпускай после этого музыкантов в отпуск, просто андеграунд какой-то! Кстати, что такое андеграунд в музыке?
Сергей Маврин: «Андеграунд в музыке, это то, что музыкант делает честно, но это не массовое.»
Сергей Терентьев: « Андеграунд – дело, которым увлечены и не пытаются сделать из него деньги, это отдушина, которой дорожат и боятся потерять, как самое дорогое. Я могу ошибаться.»
Что такое «попса»? Что такое «непопса»?
Сергей Маврин: « «Попса», это ремесленничество. «Непопса», это творчество.»
Сергей Терентьев: «Я не понимаю такой терминологии – «попса», «непопса», я знаю, что есть музыка, которая «греет» или заставляет задуматься, или становится руководством к действию.»
Что остается, если все это вычеркнуть?
Сергей Маврин: «Если вычеркнуть все ярлыки, то останется музыка.»
Редакция благодарит Надира Чанышева за разрешение на использование фотографий.



Hosted by uCoz